Newserial.su » Фильмы » Фильм Теснота смотреть бесплатно онлайн в HD качестве

Теснота

1998 год, Нальчик. Илана - девочка-подросток из хорошей семьи, которая всё делает наоборот. Перечит матери. Спорит с отцом. Чинит машины в автомастерской, не вылезая из спецодежды. Встречается с парнем, который не нравится её родителям. Пацанка и красавица, она идёт своим путём и жаждет свободы, но когда в доме происходит страшная трагедия, именно Илана оказывается единственной, кто способен спасти семью. Однако какой ценой?
Сообщить об ошибке
  • Смотреть онлайн
  • Кадры
  • Рецензии
Кажется, что людские проблемы придуманы заранее и составлены в некий конечный перечень. Они повторяются с нами от начала истории и по сей день, прикрываясь декорациями времени, одежд, языков, городов, обычаев... по сути оставаясь одинаковыми. Вот хоть придумали бы мы стандартные решения для них уже. Можем только крутые фильмы создавать, выворачивать наружу наши переживания, кричать хриплым голосом и полагаться на время, которое лечит/притупляет/исправляет.

После просмотра мои внутренние «19 лет» не хотят мириться с тем, что 90-е это не далекое бородатое «когда-то», а то, что я очень хорошо помню. Как будто совсем недавно носила джинсовый комбинезон и челку, и мечтала «стать взрослой», чтобы можно было ходить на дискотеки, танцевать медляки, с полным правом подвывать Булановой и даже выпить дешевого пива из полторашки. Маленькая была глупышка.

Это легче Звягинцева, не менее сильно и по-настоящему, это очень про нас


Суровая правда? Да нет, фальшивка!

Итак, «Теснота». Первый за долгое время российский фильм, в центре которого евреи, еврейская община. вне связи с Катастрофой или с полумифической Одессой Бабеля. Вообще, надо сказать, российское кино, несмотря на немалое количество кинематографистов-евреев, не балует своим вниманием эту тему, в отличие, скажем, от американского, французского, польского, венгерского и даже итальянского и испанского, поэтому понятен тот интерес, с которым встретили картину в русскоязычном Израиле, где я имею счастье проживать последние 27 лет. Помимо самой темы, интерес к фильму подогревается наградой в одной из конкурсных программ в Каннах и бурной дискуссией в интернете. К сожалению, ощущение от просмотра сложилось весьма однозначное и, мягко говоря, не самое благоприятное...

В самом начале картины режиссёр довольно демонстративно заявляет о себе, что он кабардинец, и не имеет прямого отношения к евреям. В принципе, это не является проблемой, ведь известно, что «большое видится на расстоянии», и взгляд человека «со стороны» может быть не менее точным и внимательным, чем изнутри. Но при этом подобная ситуация накладывает на режиссёра определённые обязательства, требуя от него, как минимум, тщательного изучения жизни людей, о которых он собирается рассказывать, их обычаев, традиций, страхов и комплексов, тем более, что речь идёт не просто об абстрактных евреях, а о весьма своеобразной общине горских евреев, насчитывающей многие сотни лет непрерывного проживания в районах Кавказа и Закавказья и являющейся неотъемлемой частью конгломерата народов этих регионов (или, по крайней мере, являвшейся таковой в недалёком прошлом). К сожалению, с первых же сцен не оставляет впечатление, что режиссёр откровенно «фальшивит». Так сложилось, что как раз в период действия сюжета «Тесноты», я достаточно тесно общался именно с этой общиной, и, поэтому знаю её не по наслышке. Так вот, к сведению зрителей и режиссёра (если его, конечно, интересуют подобные «мелочи»): горские евреи не носят израильских имён и ашкеназских фамилий, у них своя музыка и свои танцы, они почти не надевают кипы, предпочитая им традиционные для Кавказа кепки или шляпы, и уж конечно, не выдают замуж 16-17 летних детей и не покупают невест для своих недорослей, и, само собой разумеется, не платят «калым» семье невесты. Насколько мне известно, эти «славные» обычаи вполне традиционны для многих народностей Кавказа, но как раз для евреев они однозначно, сто-процентно не свойственны! Я уж не говорю о том, что если евреи куда-то и уезжали в 90-е, то в Израиль, Германию, США, Канаду, но никак не в Воронеж!

На этом месте оппоненты могут сказать мне: «Ну это же пустяки, мелкие неточности и художественные допущения, главное - суть!» Ну что ж, давайте по-сути... Посмотрим, как изображены в фильме евреи-герои фильма: отец главной героини - добрый отец, хороший муж, но при этом слабохарактерный подкаблучник; брат - копия отца с безвольным срезанных подбородком, мать - типичная «аидише маме», мучающая детей своей «удушающей» любовью, еврейская община - скопище ничтожных людей, обуреваемых собственной скупостью, друг отца - законченный мерзавец, наживающийся на беде, постигшей семью. Типичная манера еврейского поведения в трудной ситуации - бежать, как трусливые зайцы, бросая по ходу, как ненужный балласт, собственных детей... Полноте, да люди ли это живые вообще, или маски-персонажи, зеркальное отражение обывательских представлений и предрассудков с антисемитским душком?

Хотите ещё? Извольте...

Фильм называется «Теснота», - как кто-то из рецензентов остроумно подметил, видимо в качестве переклички с «Тошнотой» Сартра. Чем же вызвано пресловутое чувство тесноты/тошноты, которым так мучается главная героиня? Да всё тем же: плохо ей с евреями, с её собственным народом. Да впрочем и не мудрено - так как изображены евреи в трактовке режиссёра Благова, и Машиах взвоет! Трагедия же её заключается в полной безысходности - снаружи то ничуть не лучше. Пожалуй единственное, за что стоит воздать должное начинающему режиссёру, - за крайне далёкое от идеализации изображение «кабардинской альтернативы». Но то, что ты критически относишься к собственному народу, ещё не даёт права оболгать и карикатуризировать чужой! И я уже не говорю о множестве сюжетных нестыковок и нелепиц... Да в сущности и нет здесь никакого сюжета - так, набор придуманных и надуманных сцен. А между тем, сама страшная проблема захвата заложников с целью выкупа, с которой на протяжении веков сталкивались еврейские общины, и их действий в подобных ситуациях, могла бы с лёгкостью лечь в основу драматичного сюжета, Ведь проблема эта в принципе не имела оптимального решения, ставя раз за разом евреев перед экзистенциальным выбором - пожертвовать отдельным представителем общины, дабы не создавать прецедента и не ставить под удар остальных членов общины, или всё же заплатить выкуп и превратить общину в источник лёгкой наживы для похитителей. К сожалению, как раз это то похоже меньше всего интересовало режиссёра.

В одном из интервью, которое попалось мне на глаза уже после просмотра фильма, Балагов рассказал о том, что фильм основан на реальной истории, рассказанной ему отцом, который какое-то время(?) общался с еврейской общиной. Вот теперь всё встало на свои места: зачем мучиться, тратить время и силы на изучение материала, на кропотливую подготовительную работу? Достаточно пообщаться с папой, а если не хватит материала - приобрести за гроши книжонку из серии «120 еврейских анекдотов». Тем более, что сам режиссёр в финале говорит, что больше ничего он об этих людях (героях своего фильма) не знает, да, видимо, и знать то не хочет, ведь они его интересуют только как сырьё, как материал для собственного «шедевра»!

А чего? Пипл и так хавает, вон и рецензии хвалебные и даже премию в Каннах отвалили. Так держать!


талантливый молодой режиссер

Посмотрела сегодня «Тесноту» - хороший фильм, не могла оторваться. Я вообще любитель сложного кино, в котором есть над чем поразмышлять.

Вчера на телеканале «Дождь» была рецензия на этот фильм (в программе «Искусственный отбор»), так интересно ведущий представил фильм, такие отзывы включил, что сразу захотелось пойти и увидеть собственными глазами, увидела и не пожалела.

Предельно эмоциональная, талантливая, живая игра актрисы Дарьи Жовнер - у режиссёра, хоть он и молодой совсем, безошибочное чутьё на идеальных актеров, а для этой роли Дарья - идеальная актриса. Она даже не актриса - игра её незаметна, она настолько вжилась в роль, что воспринимается естественно: нет фальши ни в одной сцене.

Интересный сюжет, акцент на внутрисемейные отношения, концентрированная любовь матери, переходящая от сына к дочери. Нездоровая, душащая, толкающая на необдуманные поступки. Зависимость друг от друга, необходимость прощать и все равно любить, вспыльчивый, но обаятельный и умный отец. В этой семье нет ни положительных, ни отрицательных героев, просто люди со своими слабостями и своими взглядами на отношения, столкнувшиеся с моментом отрыва детей, ухода их во взрослую жизнь, родители, пытающиеся подчинить себе волю детей, сделать их заложниками обстоятельств.

Поразила страшная сцена с чеченцами, убивающими русских солдат и разговор на заправке после просмотра этих кадров. Это страшно, безусловно, но все же хорошо, что в фильме есть такая сцена - пусть молодежь смотрит и видит, как деградируют люди на войне, как она ожесточает их сердца, как лишает человеческого облика, как страшно может быть - и пусть делают всё, чтобы войны не было.

Немного о любви. Страстная, сильная любовь Лины и её молодого человека - самое красивое в фильме, то, что поднимает над действительностью, над серыми буднями, отвлекает от жестокости мира.

Интересно, что фильм показывается на урезанном экране (я смотрела в Киностаре в Химках, может, в других не так?!), но кассир сказала, что это на всех сеансах именно этого фильма, может, это связано с названием, чтобы зритель тоже почувствовал себя в тесноте?!

Мыслей много: об отношениях в семье, о разрухе в 90-е (да и сейчас много где так же), о любви, о выборе (да, эта тема здесь одна из ключевых), о силе и слабости человека...

Фильм рекомендую!
На Newserial.net вы можете посмотреть фильм "Теснота" не только на компьютере, но и на телефонах и планшетах Андроид (Android) и iOS - Айфон (iPhone) и Айпад (iPad), а также на Smart TV совершенно бесплатно и без регистрации.

Комментарии: 0

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
up