- Смотреть онлайн
- Факты
- Кадры
- Рецензии
В англоязычном прокате фильм получил название «Promise Me This», во французском - «Promets-moi».
Сербское слово «Завет» в переводе на русский означает «обещание».
Практически одновременно довелось посмотреть два новых творения признанных европейских режиссеров: Стеллинга и Кустурицы. И общие впечатления остались похожими: вроде бы все как надо, и авторский стиль, и антураж, и фантастически красивые молодые актрисы в одной из главных ролей, но - не шедевры.
Итак, Завет. Крохотная сербская деревенька, населением ровно в три человека - полусумасшедший дедок-Кулибин, плачущий при звуках советского гимна, внучок, умеющий считать аж до десяти, и сельская учительница хорошо за сорок, с формами и повадками героинь Тинто Брасса.
Планируя загодя умереть, дед отправляет внучка в город, с наказом (заветом) продать корову, купить икону св Николая и конечно же, найти невесту (в 12 лет!).
Выполнить первые два обещания оказалось не так сложно, а вот третье...
В процессе безумного действа традиционно для Кустурицы чередуются пальба, секс с животными, гротескная цыганщина и прочая мозаика развеселой балканской жизни, так, как ее видит режиссер. Да, все это уже было, и не раз, но в «Завете» преподнесено совсем уж нарочито. Слишком много фирменного стиля и вообще весь фильм на грани фола.
Завет нам, зрителям - плясать, любить и жить одним днем, - получился неоднозначным. Но на то это и Кустурица: кто-то любит, а кто-то нет.
Мне фильм живо напомнил про живые и красочные балканские пейзажи, и людей, умеющих радоваться малому. Ведь завтра может быть снова война.
И жаль, что с режиссером больше не работает великолепный композитор Горан Брегович.
Балканский фарс
Конечно, Кустурица в своих фильмах часто эпатирует зрителя. И зритель уже ждёт от него этого. Можно только представить, сколько пищи для критиков творчества югославского провокатора появилось после выхода на экран его «Завета».
Не скрою, и я, после просмотра первых нескольких минут фильма, хотел выключить и забыть про этот фильм, но сдержался и был вознаграждён целой гаммой ярких впечатлений.
В забытом Богом сербском селении живёт технически подкованный шутник дедушка. Он как крот, перекопал всю округу ямами-ловушками, в которые постоянно попадает приезжающий и прилетающий его соперник по любовному фронту. А объект их вожделения - сельская учительница, преподающая единственному ученику, внуку этого самого дедушки в старенькой школе-клубе, на стене которого, конечно же, висит портрет Иосипа Тито. Как раз по причине отсутствия других учеников, школу закрывают, и дедушка отправляет внука, который и есть главный герой этой истории, в город с тремя заветами. Так сказать выписывает путёвку во взрослую жизнь.
Тут и начинается весь водоворот самых разных событий...Конечно же, не обходится без мафии, глава, которой по совместительству знатный зоофил, испытывающий особую слабость к нарядным и даже наряженным индюшкам, но не брезгующий и крупным рогатым скотом. А тут, как на грех, наш главный герой появляется в городе с коровой...Но, главный мафиози еще вынашивает планы о возведении в Сербии башен «Всемирного Торгового Центра», уничтоженных 2001 году террористами в Нью-Йорке. «Лучшего места для постройки американцам просто не найти», говорит он. «И пирамиды в Египте тоже скоро снесут, т. к. они уже старые, и мешают постройке нефтепровода», продолжает он.
Будет в фильме и любовь. Признание нашего героя в любви девочке, под звуки идущего по телевизору в этот момент «Таксиста» Мартина Скорсезе. А мама у девочки, конечно же, учительница, подрабатывающая в свободное время проституткой. Будут в фильме и «добрые» бандиты - два брата-акробата. Конечно, будет и замечательная музыка, как Кустурица без музыки? Неугомонный оркестр, играющий при любых обстоятельствах, включая перестрелку. Будет и супермен, пролетающий сквозь весь фильм. Будет и «Хэппи Энд» в прямом смысле этого слова.
ЗАВЕТ / Zavet (2007)
Я тебе так скажу: если ты не любитель фильмов Кустурицы, то скучно ты живёшь. Потому как, глядя на всю эту сербскую вакханалию, сидеть спокойно, не пританцовывая, не улыбаясь и не подливая себе винца (ну или чего покрепче) физически невозможно.
Подобно снотворной машине главного героя Цаны, Кустурица парализует «Заветом», влюбляя в свою картину с каждым кадром. Кадром, полным цвета, любви, танцев, беспорядочной стрельбы, слегка наивной, но от этого не менее глубокой философии и... музыки. Которую, к слову, написал его сын, Стрибор Кустурица. А музыка у Кустурицы всегда является вторым главным персонажем.
- Ты хочешь, чтобы я биологию завалила?
- Я хочу, чтоб ты замуж за меня вышла.
И смотришь, и не знаешь за что глазу ухватиться в первую очередь. Волшебная сказка, полная добра, лёгкого абсурда и... да чтоб каждому мужчине так добиваться своей женщины.
Эх, не в той стране я родилась. Совсем не в той. И вот можно искать суть весь фильм, копать, раскапывать, придираться (если кому совсем спокойно не живётся), но вся логика выливается в одну единственную фразу, брошенную в конце фильма: «Мне кажется, это всё похоже на большую провокацию.» Чем оно всё и является.
Главное, чтобы кабан не пришёл.
Сумасшедшие и божественные сербы.
Не хватает праздника? Он перед вами.
Смотри кино правильно.